Комплекс неполноценности и комплекс превосходства. А. Адлер PDF Печать E-mail

адлер а. наука жить.
киев: port-royal, 1997. с.57–62 (с сокращ.)
пер. с англ. е.о. любченко.

 

каждый симптом в жизни человека проявляется в динамике, то есть в развитии. поэтому можно сказать, что у него есть прошлое и будущее. будущее неразрывно связано с нашими стремлениями и целью, тогда как прошлое указывает на характер неполноценности или неадекватности, которую мы стараемся преодолеть. вот почему комплекс неполноценности нас больше интересует в начале, в то время как комплекс превосходства нас интересует в его динамике, развитии. более того, эти два комплекса естественным образом связаны. нас не должно удивлять, если в случае, в котором мы рассматриваем комплекс неполноценности, мы обнаруживаем более или менее скрытым комплекс превосходства. с другой стороны, если исследуем комплекс превосходства в динамике, мы всякий раз находим более или менее скрытый комплекс неполноценности.

общие положения

 

необходимо уяснить, что слово «комплекс», которое мы употребляем в отношении неполноценности и превосходства, отражает прежде всего преувеличенные чувство неполноценности и стремление к превосходству. если мы посмотрим на вещи таким образом, это снимет кажущийся парадокс о двух противоположных тенденциях, существующих в одном индивиде, так как очевидно, что в норме стремление к превосходству и чувство неполноценности дополняют друг друга. если мы удовлетворены нынешним положением дел, в нас не должно быть места для стремления превосходить и добиваться успеха. поэтому, ввиду того, что так называемые комплексы развиваются из естественных чувств, они не более противоречивы, чем обычные чувства.

стремление к превосходству никогда не исчезает, и фактически, именно оно формирует разум и психику человека. как мы говорили, жизнь — это достижение цели или формы, а стремление к превосходству — это движущая сила для достижения формы. это своего рода поток, несущий вперед весь материал, который может найти. рассмотрим для примера ленивых детей. недостаток у них активности, отсутствие интереса к чему бы то ни было могут создать у нас впечатление полного отсутствия у них движения.но и у них мы найдем желание превосходить других, желание, которое заставляет их говорить: «если бы я не был так ленив, я мог бы стать президентом».ихразвитие и стремление, если можно так сказать, относительны.они высокого мнения о себе и придерживаются представления о том, что могли бы многое совершить и принести немало пользы, если бы...! конечно же, это — ложь, выдумка, но все мы знаем, что человечество очень часто удовлетворяется выдумками. и это особенно справедливо в отношении людей, которым не хватает смелости: они вполне довольствуются фантазиями. не чувствуя в себе большой силы, они всегда идут в обход, желая избежать трудностей. и благодаря этому бегству, благодаря постоянному уходу от битвы, у них появляется ощущение, что они сильнее и умнее, чем это есть на самом деле.

нам известны дети, которые начинали воровать из чувства превосходства.они полагают, что, обманывая, дурача других и оставаясь непойманными, они, таким образом, становятся богаче без особых хлопот. то же чувство очень сильно выражено у преступников, которые считают себя героями.

это не имеет ничего общего со здравым смыслом или общепринятой логикой, когда убийца думает о себе как о герое — это его субъективное представление. ему недостает смелости, и он хочет так уладить дела, чтобы увернуться от необходимости действительно решать проблемы жизни. следовательно, преступность — это результат комплекса превосходства, а не проявление фундаментальной и изначальной порочности.

похожую симптоматику мы наблюдаем у невротических личностей. например, они страдают бессонницей, а на следующий день им недостает сил, чтобы справиться с требованиями дела, которым они занимаются. им кажется, что из-за бессонницы у них нельзя требовать безупречной работы, так как они не в состоянии справиться с тем, что могли бы исполнить. они жалуются: «вот если бы я выспался, я бы вам показал!»

нечто подобное происходит с депрессивными личностями, которых мучает чувство тревоги. тревога делает их тиранами. фактически, они используют свою тревогу, чтобы управлять другими: с ними постоянно кто-нибудь должен находиться, их нужно сопровождать повсюду, куда бы они ни направлялись, и так далее. близкие вынуждены строить свою жизнь, подчиняясь требованиям депрессивного человека.

депрессивные и больные люди всегда являются центром внимания в семье. таким образом, комплекс неполноценности является источником их силы. они беспрестанно жалуются, что чувствуют слабость, теряют в весе, и прочее, но, несмотря на это, они сильнее всех остальных. они подавляют здоровых людей — факт, который не должен нас удивлять, так как в нашей культуре болезнь может давать определенную силу и власть.(и если бы мы задались вопросом, кто сильнейшие люди в нашей культуре, логично было бы ответить – младенцы. младенцы правят, сами же оставаясь неподвластными.)

в заключении нашего изложения общей идеи комплексов неполноценности и превосходства, мы не можем не сказать несколько слов о них применительно к нормальным людям. как мы уже говорили, чувство неполноценности есть у каждого человека. оно не является психическим расстройством, но, напротив, стимулирует нормальные стремления и здоровое развитие. патологическим же это чувство становится только тогда, когда в человеке побеждает чувство неадекватности, и это тормозит его полезную активность, делает его депрессивным и неспособным к развитию. в такой ситуации комплекс превосходства может стать одним из методов избежать своих трудностей. человек с комплексом неполноценности притворяется лучшим, чем он есть на самом деле, и этот фальшивый успех компенсирует чувство неполноценности, ставшее для него невыносимым. у нормального человека нет ни тени комплекса превосходства. конечно же, он стремится превосходить других в том смысле, что всем нам не чужды амбиции и желание добиться успеха, но пока это стремление выражается в работе, оно не ведет к ложным оценкам, лежащим в основе душевных расстройств.